Технические средства обучения

Технические средства обучения

Технические средства обучения к данной главе могут применяться в следующих направлениях: а) как помощь преподавателю в наглядной иллюстрации отдельных моментов главы (особенно тех, которые требуют зрительного представления обучающихся о явлениях, процессах, предметах обучения); б) для уменьшения времени на вычерчивание отдельных схем чертежей, имеющих сравнительно сложный характер и требующих значительного времени на исполнение; в) как позволяющие преподавателю проверить усвоение обучающимися сообщенных сведений, особенно имеющих сложный характер и трудно поддающихся запоминанию. Ряд рисунков можно иллюстрировать с помощью кодоскопа в сочетании с раздаточным материалом, который, как указывалось ранее, должен готовиться до начала занятий и использоваться обучающимися в своих конспектах. В основном это относится к рисункам-фотографиям, которые зрительно дают представление о каких-либо процессах или явлениях, например схема сейсмического районирования, оползень в долине р. Ясмап, останцы, виды морен, формы нарушения устойчивости и деформации склонов, суффозионные провалы и карры. С помощью кодоскопа можно вычерчивать выветривание горных пород, схема размыва и искривления русла реки, расположение морских зон и профиль берегового откоса.

Для контроля усвоения учебного материала можно использовать любое устройство, применяемое для этих целей в учебных заведениях. Методика такой проверки изложена в предыдущих главах. С учетом специфики учебного материала этой главы можно рекомендовать проверку понимания учебного материала по таким разделам: сейсмические явления, химическое выветривание горных пород, виды аллювиальных отложений, моренные отложения, формы нарушения устойчивости склонов и откосов, карстование и др.

Можно рекомендовать использование следующих внутрипредметных и межпредметных связей: рассматривая сейсмические явления, можно использовать из курса физики понятия и определения, связанные с распространением энергии на расстояния (тепловая, механическая и т. д.) и ее затуханием с увеличением длины пути прохождения. Это позволит лучше понять сам процесс распространения сейсмической энергия; излагая классификацию степени повреждения и разрушения частей здания при землетрясениях, необходимо связать понятия (легкие повреждения, значительные повреждения и т. д.) с соответствующим материалом из области строительных конструкций, архитектуры, строительных материалов и т. д.; при рассмотрении процессов выветривания необходимо более подробно остановиться на их физической сущности, используя для этого соответствующие понятия из курса физики, химии (окисление, гидратация, растворение, гидролиз и т. д.). Это позволит применить обучающимся ранее полученные знания и лучше понять рассматриваемые процессы; рассказывая об эоловых континентальных отложениях (дефляции и коррозии), следует с участием обучающихся вспомнить различные способы механической обработки и особенно такие, которые широко применяются в строительной практике и вообще в жизни: очистка поверхности с помощью сжатого воздуха или пескоструйного аппарата и др.; образование аллювиальных отложений можно рассматривать с позиций осаждения частиц грунта из суспензий. В курсе физики этот материал рассматривается достаточно подробно (формулы Стокса и т. д.). Чем больше скорость течения реки, тем более интенсивно происходит процесс выпадения крупнозернистых частиц грунтов. И наоборот, в спокойных, пойменных водах образуется пойменный аллювий как результат осаждения мелкозернистых частиц грунтов; при изложении процесса образования ледниковых отложений необходимо создать у обучающихся картину механических воздействий ледников на горные породы. Прежде всего следует отметить гигантскую величину передаваемого вертикального давления при толщине слоя ледника в несколько тысяч метров. При толщине льда в 100 м на 1 м горных пород приходится давление 92 т, или почти 10 МПа. В механическом отношении этот процесс надо рассматривать как напряженный мощный сдвиг при громадном вертикальном давлении и в общих чертах представить ту огромную разрушительную силу, которой обладали ледники и тем самым влияли на рельеф земной коры и образование горных пород.

Технические средства обучения

Читать далее   

Статьи по теме

Наш опрос

Сколько часов в день (в среднем) вы смотрите ТВ?

Вообще не смотрю ТВ.
Менее одного часа.
1-2 часа.
2-3 часа.
3-4 часа.
Более 4 часов.






У нас нашли

Профиль

Посетители

© 2010 http://groundis.ru | Адаптация под DLE: SaD